Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньО лицееКурсовыеКурсовая 11-го класса: Chemical Lines

Курсовая 11-го класса: Chemical Lines

19 сентября 2005 года

У моей учительницы химии Инги Борисовны Балан была идея создать обучающую программу, с которой можно было бы работать (все обучающие программы по химии, которые ей встречались, были, в основном, отсканированными учебниками с иллюстрациями). Я согласился, тем более у меня уже были определенные навыки в программировании. К этому времени я понимал, что действительно стоящей работы к конференции «Способность. Труд. Талант.» у меня не получится, и что в 9 классе с темой для курсовой мне просто повезло. Поэтому такая идея казалась мне неплохим вариантом.

Инга Борисовна Балан и яЭта самая идея была такой: заменить обычные разноцветные шарики в игре Lines на химические формулы, и складывать, например, оксиды к оксидам, кислоты к кислотам и т. д.

При написании программы особых сложностей не было. В ходе работы я даже придумал алгоритм для нахождения кратчайшего пути, который, как оказалось, уже известен в теории графов и называется «волновой алгоритм».

Формулы веществ пришлось хранить в картинках. Это придало программе некоторую универсальность, так как картинки хранятся в закодированном внешнем файле, который в принципе можно заменить на другой для смены фишек. Хотя, на практике, всё же желательно перекомпилировать программу, так как при оформлении учитывалась ее химическая направленность.

Я решил участвовать сразу в двух секциях на конференции: на химии и на информатике. В этом решении были свои тонкости. Я видел работы, которые тоже участвовали в двух секциях. Например, работа Саши Буйницкого «Градообразование и методы борьбы с градом» по географии и по физике. На одной защите ему сказали, что надо обратить внимание на причины образования града, а на другой — на причину возникновения магнитных полей на той высоте, где образуются градовые облака.

Дата проведения конференции была выбрана очень неудачно: она проходила на следующий день после лицейского экзамена, и мне не удалось подготовиться как следует.

Я и Алексей Васильевич БардукНа информатике из нашего лицея было еще несколько участников. Для особой надежности Алексей Васильевич Бардук принес свой компьютер в лицей, и все установили на него свои программы. Химия и информатика проводилась в разных местах в одно и то же время, еще раз подтверждая законы Мерфи. На следующий день мы поехали на информатику. Я выступал вторым. Получилось не очень удачно. Алексей Васильевич прокомментировал потом:
 — Ты всё рассказал с таким видом, как будто их всех [речь идет о комиссии] так ненавидишь… Больше эмоций нужно.

После этого мы с ним поехали на химию. Это всё было не так уж и просто, потому что нужно было тащить монитор, системный блок и сумку немалого объема. Мы успели приехать на химию только к окончанию. Я был последним. Задумка Инги Борисовны заключалась в том, чтобы воздействовать на комиссию необычностью и оригинальностью работы. На конференции до этого была работа, связанная с написанием программы, но на защите что-то не заработало, и идея провалилась. И я, осознавая и учтя всё это, начал рассказывать им про программу, про ее возможности, про тестирование. Здесь я уже чувствовал, что управляю ситуацией. До этого участникам приходилось слушать доклады друг друга, а это, вообще говоря, очень скучно. Они практически не задавали вопросов, а учителя, неоднократно бывшие в комиссии, вероятно, слушали некоторые доклады на одни и те же темы не первый год. А теперь всё внимание было приковано ко мне и к экрану монитора. В конце защиты больше всего вопросов задавали участники, а не комиссия, причем, не смотря на то, что это была секция химии, вопросы касались технической стороны и реализации программы.

После небольшого совещания комиссия огласила результаты. Я занял второе место. Как стало известно из неофициальных источников, моей работой они были довольны, но решили, что все-таки на первое место «химии» в ней недостаточно. И они были правы. Мы с Алексеем Васильевичем отвезли его компьютер и вернулись на информатику. В отличии от химии, работ там было много, и всё закончилось только под вечер. Я занял третье место.

Программу я дорабатывал, вы можете посмотреть последнюю версию Chemical Lines. Но это была последняя курсовая. В 12 классе ввиду подготовки к экзаменам курсовую писать необязательно. Я и не стал.

Поделиться

Читайте также

Олимпиады
Одна из тех вещей, которые я вспоминаю, говоря о лицее, это олимпиады. Они начинались после зимних каникул.
2005
Курсовая 10-го класса: игра «Жизнь»
После того, как я впервые услышал об автоморфных числах, мне захотелось узнать о них побольше.
2005
Чудеса химии
Химией я начал интересоваться давно. В ней не очень много теории, зато эксперименты можно проводить самые разные.
2005
Chemical Lines
Известная игра Lines (Шарики) в новом «химическом» облике. Предназначена для закрепления знаний по некоторым темам из школьной программы по химии.
2005
Программы
The Game Of Life Реализация игры «Жизнь».

Оставьте свой комментарий


Формулы на латехе: $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$ превратится в $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$.
Выделение текста: [i]курсивом[/i] или [b]жирным[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Других команд или HTML-тегов здесь нет.