Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньМФТИУчеба в МФТИ

Учеба в МФТИ

17 марта 2007 года

МФТИЯ учусь на третьем курсе факультета общей и прикладной физики МФТИ. Да, заметку об учебе можно было написать и раньше. Но захотелось мне ее написать именно сейчас.

Перед поступлением на физтех я думал, что наконец-то закончились литература и биология, и я буду заниматься теми вещами, которые мне интересны. На практике всё оказалось не так. Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, в большей или меньшей степени возникает отвращение к этому.

Распространено мнение, что студенты на физтехе только и делают, что учат. Это не так. Конечно, в МФТИ меньше халявы, чем в других вузах, но это еще ничего не означает. Студенты — очень разные. Да, есть такие, которые занимаются целыми днями. Но есть и готовые посвящать время всему, кроме учебы. Таких оценка «удовлетворительно» вполне удовлетворяет.

НочьюВ нашем общежитии пять этажей. Когда я приехал на поступление, меня поселили в комнату 533 на пятом этаже. Из нее студенты еще не уехали. Один занимался в горной секции, и у него было соответствующее снаряжение. В один прекрасный день... точнее, в одну прекрасную ночь (время подходило к полуночи) жители комнаты 533 решили прикольнуться. Этот студент забрал крепления, тросы и ушел. Через некоторое время мы увидели его за окном. Затем он спустился ниже и постучал в окно комнаты, где жили абитуриенты. Они, разумеется, опешили от такого. Студент спрашивает:
— Тут библиотека?
— Нет, вы, наверно, ошиблись этажом.

На первом курсе большая часть программы была мне знакомой. Другая же часть, не знакомая мне, проходила мимо меня. Конечно, я «знал» ее в той степени, чтобы получить отлично по зачету или экзамену. Но что значит хорошая оценка? По большому счету, ничего. Она не гарантирует, что полученное знание останется у студента на достаточный промежуток времени, и что он сможет его применять в нужных ситуациях. С другой стороны, не так уж и важно, да и не нужно помнить всё то, что предусмотрено учебным планом. Гораздо важнее знать, что искать и в какой книге искать, когда возникает соответствующая необходимость.

Тогда же, на первом курсе, я услышал мнение, согласно которому студент физтеха будет знать только то, что знал до поступления. Я многим говорил, что так и есть. В связи с этим хочу вспомнить анекдот.

Подходят к двум студентам МФТИ и говорят:
— Тут срочно нужно сдать экзамен по китайскому! Вы не сможете?
— А методичка есть?
— Да.
— Сейчас докурим и пойдем.

После первого курса прошло достаточно времени, и сейчас я с вышеприведенным мнением не соглашусь. Хотя знания не поступают со скоростью, предусмотренной программой, они всё же медленно впитываются мозгом.

Я собираюсь показать, что для успешной учебы на физтехе совсем не обязательно много заниматься. В конце первого семестра второго курса у нас было всего 4 экзамена: физика письменно, физика устно, математический анализ и теоретическая механика. Фактически, это был самый легкий семестр за три года обучения. В МФТИ есть правило, что экзамены можно сдавать досрочно, если по этому предмету нет письменного экзамена. Благодаря грамотно составленному расписанию экзаменов у нас была заманчивая возможность сдать математический анализ и теоретическую механику досрочно, потом сдать физику, освободиться 5 января и отдыхать больше месяца до начала следующего семестра. Многие воспользовались этой возможностью, в том числе и я.

В следующем семестре (это было год назад) у нас была куча экзаменов. Формально — 8, но если рассматривать семестровую контрольную работу по экономике как экзамен, то 9. Это была самая сложная сессия за 3 года. Повторить что-либо похожее на предыдущий семестр казалось нереальным. В общем, Mission Impossible. Но не для меня :)

Здесь стоит сказать о студенческих олимпиадах. По физике среди студентов второго курса МФТИ я разделил еще с одним парнем второе и третье места. А трех студентов, показавших лучшие результаты, освободили от экзаменов по физике. По математике среди студентов 2-6 курсов у меня был седьмой результат. Те, кто попал в первую десятку, могли сдавать досрочно экзамены по математике, даже если по соответствующему предмету есть письменная работа. Экономика была первым экзаменом, математический анализ шел за ней, дифференциальные уравнения я решил сдавать досрочно, от физики меня освободили, теоретическую механику я тоже собирался сдавать досрочно.

Оставался один предмет, который мог помешать моим планам — теоретическая физика. По ней не было письменного экзамена, значит, её в принципе можно было сдать досрочно. Но об этом никто из преподавателей и не заикался. Наш семинарист говорил, что согласно правилам, только один человек из группы может быть допущен к сдаче досрочного экзамена. Наш лектор, Семен Соломонович Герштейн, пожилой человек, и мне не хотелось его напрягать беготней, связанной с моим экзаменом, поэтому со всеми бумажками решил разобраться самостоятельно. Я спрашивал у него несколько раз, можно ли сдавать экзамен досрочно. Он согласился и задал для тренировки две задачи.

Я пошел в деканат, взял отрывной лист. Подготовился. И после последней лекции остался, чтобы сдавать. Нашу аудиторию заняли, и мы пристроились на подоконнике. Мы с ним побеседовали о синхротронном излучении, об ошибке в курсе теоретической физики Ландау и Лифшица. Во время беседы мимо проходила какая-то женщина. Увидев лектора, она остановилась.
— Семен Соломонович, как хорошо, что я Вас застала!
— Да, в программе изменений не будет. И вот билеты, в них тоже изменений не будет. Я уже не буду подниматься на кафедру.
— Хорошо.
— А может, стоит распечатать билеты...
— Еще есть билеты.
— Нет, я имею в виду, где-то повесить, чтобы студенты готовились.
— Да Вы что?!! Они каждый выучит по билету, и придет сдавать.
— Ну так ведь они будут их тянуть.
— Оставьте. Они и не такое придумают.

Мы закончили разговор о синхротронном излучении, и я получил свою пятерку. Оставалась маленькая деталь — на отрывном листе нужно было поставить штамп кафедры. Я поднимаюсь, захожу, а там... Там сидит эта женщина, которая проходила мимо нас. Понимаю, что это может усложнить всю процедуру, но сдаваться не собираюсь.
 — А Вы знаете, я сдал досрочный экзамен. Не могли бы Вы поставить штамп на отрывном?
 — Как сдали экзамен?!
 — Ну вот так.
 — Сидя на подоконнике??!!
 — Да...
 — Нужно было по-нормальному сдавать. Назначается день сдачи экзамена, делаются ведомости...
 — А я нигде не видел объявления о дате досрочного экзамена, и никто о ней не знал.
 — А они не всегда проводятся.
Я объясняю ситуацию, что приехал на учебу издалека, что по результатам олимпиады меня освободили от части экзаменов, другую часть я сдам досрочно, и осталась только теоретическая физика. Мой рассказ она воспринимала со вздохами и ойканиями, и на нее он подействовал положительно.
 — И у Вас, разумеется, нет разрешения от семинариста.
 — Почему нет? Есть, вот.
 — Ну хорошо, раз Вы такой хороший студент. Просто студенты знают, какой добрый Семен Соломонович, и пользуются этим. Вот если бы досрочно сдали десять человек, тогда бы это было нарушение, а так всё нормально.

Зачетка

Сразу после я стал думать о других экзаменах. Нашел лектора по дифференциальным уравнениям. Спрашиваю у него, будет ли он послезавтра, чтобы сдавать экзамен. И тут я ляпнул фразу:
 — Сегодня я не готов сдавать.
 — А Вы надеетесь за два дня выучить годовой курс?
 — Нет, я еще не совсем готов сдавать.
 — В таком случае надо говорить: «Осталось отточить некоторые детали».
 — Ну да, почти.
И я удалился читать чужой конспект лекций.

Оставшиеся экзамены я сдал на пять. Чудом написал контрольную по экономике на 83 балла из 100 и не сдавал по ней экзамен. Да, мне пришлось потрудиться, потому что помимо досрочных экзаменов нужно было сдавать задания и зачеты. Но я освободился 1 июня, в то время как у остальных последний экзамен был 26 июня.

В прошедшем семестре многие сдавали досрочно экзамены. Кто по физике, кто по теории функций комплексной переменной. Я же в силу некоторых причин не сдавал. Да и смысла не было. Последним у нас был государственный экзамен по математике, который досрочно и не сдашь.

Вернемся к качеству знаний, получаемых студентами. Очень многое зависит от преподавателя. Преподаватели, как и студенты, бывают разные. Часто они дают стандартные приемы решения тех видов задач, которые будут на экзаменах. И только очень немногие стараются сформировать соответствующее мышление, развить интуицию в предмете. Я думал, стоит ли писать, что существуют преподаватели-халявщики. Быть может, это просто у меня такое предвзятое отношение к ним. Но после того как один сказал такую фразу: «Ваше образование меня совсем не волнует, я от вашего образования ничего не выиграю», мои сомнения по этому поводу окончательно рассеялись.

Как правильно организовать обучение? Это совсем не тривиальный вопрос. Как написано в эпилоге фейнмановских лекций по физике,

...обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно.

Наверно, самое главное — не мешать тем, кто предрасположен к обучению. Зачастую преподаватели к этому не способны. Я часто думаю, что, может быть, мне стоило пойти на другой факультет, и заниматься не физикой, а компьютерами и программированием. Но, во-первых, нет гарантии, что тогда я бы не думал, что мне нужно было пойти и заниматься физикой. А во-вторых, сейчас у меня есть возможность узнать что-нибудь действительно новое и интересное о нашем мире. В эпилоге у Фейнмана дальше написано:

Смею заметить, наконец, что я не ставил себе целью подготовить вас к каким-то экзаменам и даже к работе в промышленности или в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогло оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о мире, которое, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи. (Вероятно, найдутся преподаватели других дисциплин, которые захотят что-то возразить, но я-то знаю, что они абсолютно неправы.)

И если у нас в институте нет преподавателя, который ставил бы перед собой подобную цель, на этом пути можно действовать самостоятельно.

Поделиться
Посмотрите в блоге

Комментарии

#1. 8 мая 2007 года, 18:50. C пишет:
Фейнман интересно [censored]. Погуглю про него. Это:

...обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но им оно почти не нужно.

Как интересно подметил. То есть, те, кто хочет учиться, те идиоты-фанатики, они [censored] с предметом, но сильно много ИМ пользы от этого не будет, так как это будет в ущерб личной жизни и жывотному щастью, а лентяи  — дебилы просижывают годы ради циферки на бумажке. Учиццо надо для какой-то цели и все полученные знания максимально использовать в жисти.
#2. 8 мая 2007 года, 21:10. Роман Парпалак пишет:
Вы не поняли мысли, высказанной Фейнманом.

Предрасположенность к образованию и усидчивость «идиотов-фанатиков» — полные противоположности. Фейнман писал о том, что образование в существующей форме больше подходит для вторых, а не для первых.

Постарайтесь придерживаться норм (литературного) русского языка, если не хотите, чтобы я удалил Ваши комментарии.
#3. 4 июня 2007 года, 01:29. Exabiche пишет:
Забавно. Неплохой подход к обучению в ВУЗе. Я уже думал, что людей, который действительно хотят УЧИТЬСЯ а не «получить красный диплом, корку, откосить от армии и пр.» не осталось. Снимаю шляпу :)
#4. 4 июня 2007 года, 21:43. Роман Парпалак пишет:
Честно говоря, я не знаю ответа на вопрос, действительно ли я хочу учиться. Но если бы мне нужно было получить корку, я бы пошел в вуз попроще. Или хотя бы на физфак МГУ.
#5. 29 сентября 2007 года, 01:10. andr пишет:
автор пишет:

Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, автоматически возникает отвращение к этому.
К сожалению, такое произошло, пока параллельно со школой учился в ЗФТШ при физтехе, а потом это уже пересиливать не стал, пошёл вообще по другому пути.

Преподов-халявщиков вижу много, но часто ради одно-двух потом думаешь, как хорошо, что всё-таки попал в это время в это место :)
#6. 13 мая 2009 года, 17:44. quantum пишет:
Классно. Понравилась статья. А первая фотография напомнила недавнюю поездку на мартовскую олимпиаду.

Спасибо, Роман.
#7. 13 мая 2009 года, 18:33. пишет:
Да, в этом году снег растаял только в апреле :)
#8. 28 апреля 2010 года, 19:10. Марина пишет:
Отличная статья, Роман. Я хоть еще в 8-ом классе, но учусь в ЗФТШ, мечтаю поступить в МФТИ. Надеюсь что мое стремление к физике не пропадет из-за того, что меня будут заставлять заниматься этим делом =)Я думаю что бывает много ситуаций заставляющих пожалеть о том, что выбрал именно физику, но все это поправимо просто должна быть цель=)
#9. 28 апреля 2010 года, 23:22. пишет:
Это хорошо, конечно, когда есть цель. Просто иногда с течением времени человек может осознать, что вещи, о которых он мечтал несколько лет назад, слишком далеки от реальности.

У вас правильные мечты :) МФТИ - действительно один из лучших технических вузов России. Так что желаю их осуществления.
#10. 26 октября 2010 года, 08:26. Максим пишет:
Сейчас полная апатия преподавательского состава — не важно, изучаешь ты природу явлений или ходишь по учебным корпусам и пинаешь воздух — экзамен, в итоге, ставят. Это печально.
В многих учебных заведениях студентов держат только из соображений финансовой выгоды. Это кощунство.
Многие студенты поступают в учебные заведения для «откоса» от армии, получения штампа «прошёл» и т.д., а по окончанию идут торговать трусами (сильно грубо, но примерно так). Это ошибка социального устроя.
Про мечты. Многие вещи, о которых я мечтал и в итоге получил, не принесли мне радости и счастья. Слишком поздно, по сути, они мне уже были не нужны. Это время, каждой вещи — своё.
#11. 27 декабря 2010 года, 18:54. Dmitry пишет:
Автор пишет:

Когда тебя заставляют чем-либо заниматься, автоматически возникает отвращение к этому.
Интересно, но в моем случае, пожалуй, получилось ровно наоборот. Когда я поступил в Бауманку, наука мне была интересна, но не настолько, чтобы ей заниматься в свободное время. Инженерное дело мне дико не понравилось, и я решил отчислиться прямо с первого курса. Было это в декабре. На подготовку к поступлению в МФТИ у меня было более полугода. Понимая критичность положения, где-то с февраля так прочно засел за учебу, что сидел с 9 утра и до 9 вечера. В результате написал вступительные в МФТИ на 24 из 24 баллов. С тех пор много воды утекло, бывали четверки, а один раз — даже тройка за зачет. Но наука увлекает все больше и больше, хотя вроде бы заставляют ей заниматься больше с каждым семестром. Какая-то спортивная злость что-ли возникает: «Покажу-ка я им, что их предметы меня не сломают», и параллельно с этим сама наука начинает увлекать.
Сейчас на 3-м курсе ФПФЭ. Специализацию выбрал идеальную, интереснее элементарных частиц вряд-ли что-нибудь существует. И хотя, конечно, много ошибок было совершено как до, так и во время учебы в МФТИ (ту же тройку можно было не получать), сейчас не жалею ни о чем и понимаю, что без этого опыта я бы не состоялся как человек. Ошибки тоже полезно совершать, чтобы спускаться с небес и понимать, что есть еще над чем работать.
#12. 16 мая 2011 года, 17:05. Алекс пишет:
Роман, я тоже ФОПФ, черт знает на сколько лет старше Вас. И, прочитав Вашу статью, с радостью убедился, что пока еще ни время, ни «большие потрясения» дух Физтеха не изменил. Спасибо.
#13. 17 сентября 2012 года, 23:11. Роман пишет:
Отличная статья, сквозь ясные мысли, виден светлый разум, приятно, что в стране есть такие технари как вы Роман. Спасибо
#14. 23 февраля 2013 года, 22:31. Борис Кругликов пишет:
Посмотрел бы я на вас, если бы учились в мое время. Поступил в 1957 году, конкурс более 20 человек на место. Первая сессия-мат. анализ, 95 процентов два. Средний балл-2. 2 балла. И ничего досрочного никому и никогда. Недавно встречались выпуском на Физтехе, бы декан ФАКИ(я учился на аэромехе), сказал средний балл по матанализу 4,7 балла. А девушек неприличное количество. У нас было ДВЕ на 150 ребят.
Недавно столкнулся с выпускником с красным дипломом( в мое время о таком не слышали), так он мне заявил, что терема Виета не работает, когда дискриминант равен нгулю, мол корень один. Кажется, физтех приехал. Этот выпускник только репетитором работает после окончания.
#15. 24 февраля 2013 года, 11:09. Dmitry пишет:
Вы правы, Борис. Сейчас большинство студентов не знают, зачем они учатся на Физтехе, а большинство преподавателей не знают, зачем они преподают. Все прекрасно понимают: оценку поставят. Еще когда я учился на 1-м курсе, на сдаче мат. анализа передо мой сидела девушка, которая не могла доказать теорему о том, что производная в экстремуме равна нулю. Затем оказалось, что она и определения производной-то не знает. Как думаете, что она получила? 4.

В целом, на первых 3-х курсах требования еще какие-никакие есть. А вот начиная с 4-го курса учатся только те, кто действительно хочет в дальнейшем заниматься наукой.
#16. 23 марта 2014 года, 14:39. пишет:
Интересная статья, хотел бы узнать, на какой кафедре учиться автор?
Я учусь в 11 классе и хотел бы поступить на ФОПФ, на астрофизику. Что меня пугает, так это предстоящие трудности в поиске работы:говорят, что физики-теоретики могут работать в научных центрах России например(но там долгое время им не особо много платят) А за границу берут не всех. Реально ли будет найти работу?
Сейчас выбираю между Физтехом и Бауманкой(ИУ)
#17. 23 марта 2014 года, 15:16. Dmitry пишет:
Михаил, за границу после Физтеха поехать будет несложно — меня, например, почти во все университеты взяли, куда подавал, и я учился даже не на ФОПФе, а на ФПФЭ, и далеко не на одни пятерки. В России тоже, после ФОПФа-то, работу найти можно, но, вы правы, платят немного, и условия работы... не лучшие в мире.

Я учился в Бауманке один год перед тем, как перейти на Физтех. Вы должны понимать: это совершенно разные университеты. Бауманка — инженерный университет, и даже если вы поступите на кафедру ФН, все равно упор будет делаться на применение теоретической физики в инженерии. ИУ - еще более прикладной факультет. Если вы хотите заниматься «чистой» наукой, советую идти в МФТИ. Кроме того, академическая нагрузка в Бауманке гораздо ниже. На Физтехе первые 2 года по-настоящему тяжело учиться, зато потом умение работать в таких условиях очень пригодится.

Еще вам стоит рассмотреть ФизФак МГУ. Если вы хотите в теоретическую физику, то выбирать лучше между МФТИ и ФизФаком, вместо Бауманки. На ФизФаке, насколько я понимаю, учиться легче, так как там гораздо меньше внимания уделяется «общим» наукам и гораздо больше — непосредственно физике. Но по престижности и в России, и в мире, он не уступает МФТИ.
#18. 23 марта 2014 года, 18:13. пишет:
Михаил, если вы хотите серьезно заниматься наукой, то нужно планировать уезжать на запад. Вам говорят правду. Здесь сложно найти достойные условия, и обстановка в стране не предвещает скорых изменений.

Уехать за границу не проблема, если физика вам нравится и легко дается. Многие сокурсники уехали. Судя по рассказам, проще всего отучиться 4 года на физтехе и поступать в магистратуру в Америке. Или после 6 лет в аспирантуру в Европе. Желательно заранее найти будущего научного руководителя. Он поможет справиться с формальностями.

Напоследок открою секрет: с физтеховским образованием всегда можно найти работу, пусть и не по профессии :)
#19. 24 марта 2014 года, 09:22. пишет:
Спасибо! А все ли факультеты котируются для иностранных вузов?
Или какие-то в принципе лучше?
А еще вот, нужно ли заранее (перед непосредственно обучением в МФТИ) подтянуть что-то вроде химии, истории, информатики? И насколько хорошо ведут английский? Жаль будет потерять язык.
#20. 24 марта 2014 года, 12:22. Dmitry пишет:
Михаил, университет в целом котируется высоко, так что любой факультет для иностранных вузов подойдет. ФОПФ, конечно, лучше всех, но и остальные неплохи. У нас, например, много ребят с ФПФЭ уехали.
Подтягивать ничего дополнительно не нужно, программа в МФТИ по всем предметам самодостаточная. Но, конечно, чем больше вы будете знать к началу обучения, тем легче будет учиться.
Что касается английского, то его, по сравнению со школой, преподают хорошо, но если вы хотите учиться за границей, то самостоятельно тоже нужно будет готовиться. Вам понадобится сдать тест TOEFL или IELTS, и их будет сложно сдать по одной только институтской программе.
#21. 24 марта 2014 года, 12:47. пишет:
Хорошо. Еще бы поступить...У вас большинство на факультете по олимпиадам поступали?
У меня только по физике Физтеха призерство(может даже 2 степень), есть ли шанс поступить на ФОПФ? Смотрел проходной бал, там около 287
#22. 24 марта 2014 года, 15:31. Dmitry пишет:
Да, у нас почти все поступали по весенним олимпиадам, хотя я поступил по летним вступительным. Я не знаю, какая сейчас там система, но на ФОПФ, конечно, поступить нелегко. Если вы сомневаетесь, можете поступить и на другой факультет — хоть ФОПФ и считается лучшим, но и на ФПФЭ и ФАКИ есть хорошие возможности заниматься астрофизикой. Да и перевестись на ФОПФ всегда можно после 1-2 курса, у нас многие ребята это делали. Главное — постарайтесь найти научного руководителя как можно раньше, желательно не позже 2-3 курса, и начните что-то с ним / с ней делать. Опыт работы в научной группе очень сильно увеличит шансы на поступление в американскую или европейскую аспирантуру в топ-10 университетов.
#23. 8 мая 2014 года, 18:53. Илья пишет:
Расскажите кто-нибудь об учёбе на ФФКЭ.
#24. 9 июля 2014 года, 16:27. Люба пишет:
А меня очень интересует ФАКИ, системный анализ и управление.
Очень хотелось бы подробностей из первых рук. Учебный план, интенсивность нагрузки. Требуется ли и на этом факультете нежная любовь к физике и математике, или сгодится просто трудолюбие и прилежание? Тоже не обойтись без задачек на собеседовании? ЕГЭ ещё надеюсь вытянуть, на олимпиады, даже не буду пытаться замахиваться. Уже нет времени.
Привлекает фундаментальность даваемой базы, которую потом будет реально приложить к достаточно широкой сфере деятельности, но очень пугает репутация МФТИ, как места сосредоточения «фанатиков физ-мата» :), т.к. сама к ним не отношусь.

Заранее спасибо, всем кто сможет помочь.
#25. 10 июля 2014 года, 00:12. пишет:
У «физ-мата» не наберется столько фанатов :)

Трудолюбие — это уже многое. Но физика и математика должна нравиться, тогда проблем в учебе не будет. Иначе зачем заниматься нелюбимым делом?
#26. 13 июля 2014 года, 19:41. Люба пишет:
Ну кроме состояний любви- не любви, есть ещё промежуточное нечто.. :)
Не всех посещает муза призвания, чтоб прям понять, что это дело всей жизни..
Поэтому трезвый расчёт может быть не самой плохой вещью при осуществлении столь судьбоносного выбора, как выбор ВУЗа и специальности...
#27. 7 мая 2016 года, 19:52. Something Strange пишет:
Здравствуйте! Я выбираю ВУЗ для поступления на физфак и изучаю программы в различных ВУЗах. Насколько я понял, на ФОПФ курсы теорфизики начинаются на 1 семестр раньше, чем в других местах. Выходит, что атомка в курсе общей физики начинается одновременно с квантмехом из теорфизики? В первом семестре третьего курса. Это нормально?
#28. 7 мая 2016 года, 20:11. пишет:
Мы в этом проблемы не видели :)

На одном курсе будут обычные общефизовские оценки, на другом — уравнение Шредингера и математический аппарат квантовой механики. Я не уверен, что один курс обязательно должен читаться перед другим.
#29. 15 мая 2016 года, 08:43. пишет:
Закончил бакалавриат по хим. технологиям тюменский нефтегаз (так как местный и ради денег сейчас работаю в Сургутнефтегазе неплохо) Но все же вижу свой смысл жизни выше чем нефть и повышение ее отдачи( хотя уже придумал интересные вещи там, ибо без науки в том чем занимаюсь не могу, скучно и не хочу жить ради природных потребностей) Увлекаюсь интерпретацией квантмеха и космологией, человеческим сознанием (психиатрия) и нейрофармацевтикой и нейропроцессами, также нравится искать ассоциации и аналогии по типу фрактальных множеств и вышеперечисленного, связь цефализации и разума человека с этим же. Внутри дух Вернадского и Пригожина. Близки их философские мысли и есть свои размышления. Так вот вопрос, мне 23 и я хочу когда нибудь и как нибудь поступить на философский факультет мфти ( не люблю абстрактные и сложные расчеты и принцип «заткнись и считай») Мне ближе всего теоретически на основе опытов и полученных результатов интерпретировать и заниматься философией всего этого ( метафизикой квантовой механики и космологии, философией цефализации материи и самоорганизации квантовых систем, синергетикой) Как мне поступить? Мне не обязательно выезжать за гран, зарплата устроит хотябы чтобы на еду было, ибо смысл жизни вижу в своих размышлениях и открытиях ,а не потребительстве и бизнесе (своем деле) Где можно было бы у нас заниматься такой научной работой? Также иметь данные о последних открытиях чтобы верно и более полно, точно заниматься тем что меня интересует?
#30. 16 мая 2016 года, 09:25. пишет:
В МФТИ нет философского факультета, и философов он не готовит.

Есть и другие учебные заведения, которые могут вам подойти: http://written.ru/blog/2016/01/24/LHC_epistemology
#31. 2 августа 2016 года, 10:48. Людмила пишет:
Добрый день!Сын мечтал о МФТИ,факультет ФБМФ.На бюджет не хватило совсем немного.Я предлагаю ему пойти платно,а он сомневается,сможет ли учиться вообще,да тем более платно.В школе не филонил(это я не как мама,как строгий критик).Физика слабее,конечно,чем химия и математика,но не ноль.Помогите,если сможете нам решить-а надо ли?
#32. 2 августа 2016 года, 21:06. пишет:
Людмила!

Какие есть еще варианты? Чего хочет сам сын? Может ему нравится какой-то другой вариант, и поэтому он сомневается?

Если он хочет учиться на физтехе, то пусть идет, конечно. Со временем попробует перейти на бюджет.
#33. 26 мая 2017 года, 19:17. Олег пишет:
Роман, Вы я так понимаю давно закончили МФТИ. Что Все же делаете по жизни и как помогла учеба на физтехе. Сын хочет поступать. Но разгельдяй немного, с мозгами. Мобилизирует ли его окружение к работе или может перегореть из=за нагрузок.
#34. 27 мая 2017 года, 06:56. Евгений Царёв пишет:
Роману Парпалак
Роман, здравствуйте! Большое спасибо за Ваш сайт. Я физтех с 1973 г., ФОПФ и ФПФЭ («велиховский», «прохоровец»/ФИАН-ИОФАН ХХ в.). Убедился я — Физтех жив и будет жить По-настоящему. Евгений
#35. 27 мая 2017 года, 07:11. Евгений Царёв пишет:
Олегу (от 26.05. 17)
Олег, здравствуйте! Если Ваш сын поступит на Физтех, то не перегорит из-за нагрузок и окончит ВУЗ с высокой вероятностью успеха.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Комментарий:

Для выделения используйте следующий код: [i]курсив[/i], [b]жирный[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Ссылку начните с http://. Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Сколько будет 76+8?