Сайт Романа ПарпалакаБлог20120116

Притяжение световых лучей

16 января 2012 года, 15:33

Сегодня на баше:

С ВиО известного всем сайта.

xxx: Здравствуйте. Возможно ли пересечение параллельных прямых в пространстве?
Лучший ответ: Да, разумеется. Представим, что две прямые — два световых луча. Они не должны пересекаться, но на самом деле рано или поздно они притянутся к друг другу гравитационными силами и интерферируют друг с дружкой. Так и скажи учительнице.

Однажды на досуге я занимался вопросом о том, каким будет гравитационное взаимодействие двух световых лучей в общей теории относительности. Расчеты показали, что два луча, направленных параллельно в одну сторону, сближаться не будут. Расстояние между ними не меняется. А вот противонаправленные лучи не могут быть всюду параллельными, видимо, они притягиваются.

Без комментариев Ctrl Переносы в вебе и выключка по формату

Читайте также

Беседа о физике высоких энергий, бозоне Хиггса и космологии
В последнее время мне задали несколько интересных вопросов по физике, особенно в комментариях к статье «Что такое суперсимметрия». Чтобы ответы там не потерялись, я решил собрать всё это в более-менее связанную беседу о большом адронном коллайдере, открытии бозона Хиггса, судьбе Вселенной.
2012
История развития теоретической физики высоких энергий
Физика элементарных частиц (или физика высоких энергий) — это наука исключительно XX века, которая целиком основана на квантовых представлениях о мире.
2011
Краткая история времени
Прочитал книгу Стивена Хокинга «Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр». Попытаюсь сформулировать свои противоречивые впечатления.
2008

Комментарии

#1. 19 января 2012 года, 09:56. советую погуглить пишет:
про массу фотона, а потом поразмыслить на тему того как гравитационные силы будут воздействовать на частицы с нулевой массой.
#2. 19 января 2012 года, 12:59. пишет:
Советую погуглить про то, как свет отклоняется в гравитационном поле тяжелых объектов (смещение звезд рядом с Солнцем на фотографии затмения было одним из двух экспериментальных свидетельств в пользу ОТО сразу после ее открытия).
#3. 8 января 2013 года, 22:02. Aleksandr пишет:
А притяжение лучей, например вот, от монитора — притяжение любым предметом поближе к монитору, если фокусироваться на монитор. Это тот же эффект? Неужели его никто не замечает — зачем аж Солнце брать?
#4. 8 января 2013 года, 23:21. Aleksandr пишет:
Правда, это не притяжение, а отталкивание. Для глаза — выглядит, как притяжение.
#5. 9 января 2013 года, 00:46. пишет:
Не нужно путать испускание света и его притяжение к различным телам. Первое — электромагнитный процесс, второе — гравитационный, на много порядков слабее первого, проявляющийся в искривлении световых лучей. К монитору свет, конечно, притягивается, но заметить это совершенно невозможно.
#6. 9 января 2013 года, 16:16. Aleksandr пишет:
Вы меня не поняли. А я пока уже понял, что это никакое не притяжение световых лучей, а какая-то дифракция, вроде бы. Но непонимание не пропало: картина наблюдается противоположная огибанию препятствий. Я опишу другими словами, мне полезно — не утруждайте себя, пожалуйста, отвечать, если вам не интересно.
Итак, я вот просто смотрю одним глазом в окно, на ветки деревьев, беру любой предмет в руку, и подвожу его к линии смотрения поближе к глазу, 5-10 см (я в предыдущем посте я неправильно написал «поближе к монитору»). Как Луна затмевает Солнце  — так и я: предметом закрываю точку, в которую смотрю. Ну и наблюдаю, как я теперь-то увидел огибание светом препятствий: визуально ветки чуть-чуть отталкиваются от затмевающего препятствия (становится видным то, что не должно быть видно по законом геометрической оптики). Но я беру любой лист с текстом (или экран монитора), и смотрю теперь на буквы (вместо веток), и они — наоборот притягиваются к тому же затмевающему препятствию.
Вот почему я так удивлён, что аж пишу не совсем по теме, непонятно где. Может вы знаете, или кто-нибудь, как это объясняется? Я подписан на эту ветку.
#7. 9 января 2013 года, 16:50. пишет:
А, теперь понятно. Разумеется, это явление совсем другой природы, к гравитации не имеет никакого отношения. Мне кажется, что объяснение должно быть таким.

Если поднести предмет к глазу и смотреть на те удаленные объекты, которые будут этим предметом вот-вот закрыты, то для них зрачок окажется практически перекрытым, останется небольшой открытый сегмент, например, сбоку. Тогда воспринимаемая глазом и мозгом картина будет такой, как будто глаз сместился вбок. А при перемещении наблюдателя видимое положение предметов изменяется, это параллакс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Параллакс
#8. 11 января 2013 года, 21:40. Aleksandr пишет:
Использование мозга в объяснении удивительно. И вправду, даже от ориентации головы (наклон в сторону) зависит будет ли визуально притягиваться или же отталкиваться картинка препятствием. То есть, другими словами: если вместо глаза использовать фотокамеру, то на снимках такие эффекты будут отсутствовать. Спасибо!

Оставьте свой комментарий

Формулы на латехе: $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$ превратится в $$f(x) = x^2-\sqrt{x}$$.
Выделение текста: [i]курсивом[/i] или [b]жирным[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Записи