Сайт Романа ПарпалакаБлогКлючевые словафизика

физика

Статьи по этой теме:
Скрип мела
Голография
Беседа о физике высоких энергий, бозоне Хиггса и космологии
История развития теоретической физики высоких энергий
Почему нельзя создать вечный двигатель, или закон сохранения энергии и границы познания
Что такое суперсимметрия?
Какой мир видит фотон?


Анализ данных — В кресле препода №7

16 марта 2021 года, 21:41

За последние несколько месяцев было крупных новостей, связанных с анализом данных. Мне как физику такие новости интересны и понятны, потому что современную физику нельзя представить без анализа данных. В очередном выпуске «В кресле препода» объясняю на конкретных примерах, как работает анализ и представление данных.

00:00 Резонансные новости, связанные с анализом данных
01:03 Анализ данных пришел из физики высоких энергий
02:25 Обработка данных с Большого адронного коллайдера
03:30 Настоящая Big Data на Большом адронном коллайдере: в «гриде» LHC идет запись 300 мегабайт данных в секунду
05:03 Визуализация и анализ данных на примере графика заболеваемости коронавирусом Яндекса
12:40 Как понять истинный масштаб заражений коронавирусом в России по избыточной смертности
19:38 Как распознать фальсификации на голосовании
29:39 Расследование Грозева об отравлении Навального
32:27 Анализ данных как современный научный метод против средневековой пропаганды

    Оставить комментарий

Связь между физикой и программированием: абстракции и язык — В кресле препода №6

20 декабря 2020 года, 18:12

Я заметил нетривиальную связь между физикой и программированием. Она находится в области используемых и там и там абстракций и обозначений. Записал видео с объяснением и примерами.

Придумал название «В кресле препода» для таких видео, где я обсуждаю какие-то вопросы и делюсь опытом. Встречайте выпуск №6.

00:00:47 Зачем слушать этот рассказ
00:01:33 Замечание о формате презентаций
00:03:15 План рассказа
00:04:01 Математический аппарат физических теорий
00:05:39 Механика Ньютона и двойной маятник
00:09:45 Уравнения Максвелла: векторная и компонентная форма записи
00:14:17 Четырехвекторы и скорость света
00:18:01 Принцип наименьшего действия
00:21:25 Разнообразие форм уравнений Максвелла
00:23:41 Причем здесь программирование?
00:28:28 Уровни абстракций в языках программирования: физический, процедурный, ООП
00:33:26 Кто создает больше абстракций: физик или программист?
00:37:23 Практический пример
00:41:21 Разбор примера обработки тач-событий из MDN
00:48:50 Переписывание примера из документации в объектном стиле и добавление функциональности на примере головоломки Арнольда (исходник на гитхабе)
01:17:58 О «пользе» MVC и что такое ООП на самом деле
01:20:35 Сравнение процедурного и объектного подходов и принцип High Cohesion Low Couping
01:23:42 Наследования и полиморфизма нет, а дух ООП есть

Описание головоломки Арнольда в предыдущем посте и на хабре.

    Оставить комментарий

Лекция Казакова

20 мая 2020 года, 01:34

Центр Архэ молодцы, выкладывают много интересных видео. Например, лекция с Дмитрием Казаковым об ожидаемых открытиях в физике элементарных частиц разбавит уже надоевший коронавирус.

Посмотрел с теплыми воспоминаниями.

За 7 лет мало что изменилось: кроме бозона Хиггса на LHC пока ничего не открыли, продолжат эксперименты до 2035 года; денег на новые ускорители нет; надежда не на рост энергий, а на повышение точности; темная материя не открыта; развитие астрофизики многообещающее.

    Оставить комментарий

Что такое большой взрыв?

7 февраля 2016 года, 11:51

На элементах большой материал о том, как появились и развивались представления о большом взрыве.

    Оставить комментарий

2,5 млн евро на эпистемологию коллайдера

24 января 2016 года, 13:52

Игорь Иванов написал в последнее время несколько околонаучных постов. Среди них одноименная заметка о гранте на изучение эпистемологии LHC.

Грубо говоря, они изучают то, как физики изучают микромир на коллайдере.

Я, конечно, понимаю, что есть люди, которые вместо науки занимаются философией науки. Или, если говорить по-простому, ненаучной хренью. Но зачем давать им за это деньги?

Кстати, Игорь Иванов чуть ли ни единственный, кто пишет понятно и адекватно о современной физике. Читайте его новости на «Элементах» про физику и коллайдер.

    Оставить комментарий

Какую Вселенную видит фотон?

3 мая 2015 года, 21:58

Помните известный ролик «от Солнца до Юпитера за 44 минуты»?

Я написал о том, что бы увидел фотон, если не игнорировать теорию относительности.

    Оставить комментарий

Современный рынок труда

5 июля 2013 года, 00:05

Сегодня за обедом разговаривали с коллегой:
— Я чувствую спрос на себя как на программиста, а как на физика — не чувствую.
— И это в стране, первой запустившей человека в космос.

    Оставить комментарий

Рутина 4

2 марта 2013 года, 11:52

Рассказывал теорему Нётер.

    Оставить комментарий

Зачем нужна физика

28 сентября 2012 года, 17:54

Алексей Тимошенко попытался объяснить школьникам, зачем нужна физика. Вот кусочек:

Q: Где и зачем нужна физика кроме ЕГЭ и вступительных экзаменов?

A: Забудьте про ЕГЭ и вступительные. Ни то, ни другое никому не нужно — как, впрочем, и высшее образование. Билл Гейтс и Стив Джобс университетов и институтов не заканчивали, так что все эти разговоры про оценки, дипломы и успеваемость — удел старперов. Физика, равно как и любой другой предмет нужна для иного — для того, чтобы знать как работают всякие штуки и как разобраться с тем, про что вам ничего не известно, но в чем разобраться надо.

(Добавлено 16.04.2017.) Скопирую текст сюда, чтобы не потерялся совсем:

Сегодня занимался физикой с одной барышней из 9 класса и обнаружил, что представления о предмете у человека весьма, кхм, поверхностны. Импульс, ускорение, закон Архимеда, закон Ома, теплоемкость, внутренняя энергия газа все это либо абсолютно неизвестно, либо путается с чем-то еще.

Спросил, куда человек собирается в будущем (ибо литературовед, положим, может и не знать про то, что ток в цепи равен напряжению, поделенному на сопротивление). Сказала что в биологию, а когда я закономерно ужаснулся уточнила, что ближе к психологии. На мой вопрос о нейронауке неуверенно сказала что да, туда. По результатам разговора предлагаю вашему вниманию некоторый FAQ для школьников средней и старшей школы. Он на общие темы, то есть про то зачем нужно изучение основ естественных наук в целом и психологам в частности.

Q: Где и зачем нужна физика кроме ЕГЭ и вступительных экзаменов?

A: Забудьте про ЕГЭ и вступительные. Ни то, ни другое никому не нужно как, впрочем, и высшее образование. Билл Гейтс и Стив Джобс университетов и институтов не заканчивали, так что все эти разговоры про оценки, дипломы и успеваемость удел старперов. Физика, равно как и любой другой предмет нужна для иного для того, чтобы знать как работают всякие штуки и как разобраться с тем, про что вам ничего не известно, но в чем разобраться надо.

Физика это часть естественных наук, то есть знаний о том, как устроены всякие материальные предметы. Кроме того, физика это наука о том, как в этих всяких предметах разбираться. Человек, который знает школьный курс (я имею в виду действительно знает, а не просто получил отлично, многие отличники не знают ничего) может, например, разобраться в том, почему у него дома погас свет. Как открыть банку с вареньем, как поднять в одиночку шкаф на пятый этаж без лифта, как починить текущий унитаз или сломавшийся в походе фонарик; даже если этот человек девушка массой 45 кг и красивыми ногтями. Таких людей любят рабочие, инженеры и про них обычно не говорят идиоты-дизайнеры нам опять тут нарисовали или эта дура ни черта не понимает в нашей работе. Они в меньшей степени зависят от автослесарей, продавцов, приходящих ремонтников и их не получится развести на покупку шарлатанской светилки в нос, которая якобы лечит все болезни разом.

Из них получаются лучшие инженеры и вообще представители всех специальностей, которые работают с чем-то таким, что можно пощупать руками или измерить тем или иным прибором. Современная система образования позволяет закончить институт и устроится на работу даже тому, кто ничего в науке не понимает но быть хорошим специалистом так не получится. Без науки прожить можно, но нужно сразу выбирать какую-то деятельность, которая ее не требует. Существует мнение о том, что таких занятий нет как минимум среди достойных, но это неверно. Есть.

Меня пугали тем, что если я не буду учиться пойду торговать в ларек, однако торговля в ларьке может быть тоже началом очень неплохой жизни. Дело, повторюсь, не в незаменимости физики/биологии/химии а в том, то в иных местах без этих знаний делать нечего.

Q: Зачем физика психологу?

A: Хотя бы для того, чтобы понимать то, как можно наблюдать за работой мозга. И то, как именно работают клетки мозга. Как работают антидепрессанты, почему алкоголь опьяняет, почему героин вызывает зависимость, почему диагностика по Фоллю шарлатанство и при каких условиях можно обмануть детектор лжи. Разобраться в этом можно только при понимании таких штук как молекулярные насосы и белковые рецепторы, например.

Да, заниматься семейным консультированием или подбором кадров можно, наверное, и без понимания всего перечисленного. Но вы рискуете в таком случае не отличить шарлатанов от порядочных специалистов, да и в принципе как-то странно не понимать тот самый мозг, с которым вы работаете. Еще девушкам, наверное, лучше не знать того, что инженеры говорят о службе кадров как раз по той причине, что кадровики абсолютно не представляют себе то, с чем работают сотрудники.

Серьезная наука то есть изучение того, как человек думает, как работает его мозг это уже мир томографии, математической статистики, экспрессии генов, нейронных сетей и динамического patch-clamp-а. Это имплантируемые напрямую в мозг устройства, например и даже будущему семейному психологу стоит задуматься о том, что через 40 лет к нему может прийти на консультацию какой-нибудь киберсексуал с эректильной дисфункцией нейроимплантов. И вам придется разбираться в том, может ли проблема неподчинения искусственных органов быть связана с подсознательными проблемами или же это сбой в железе.

Q: Можно ли рассчитывать на то, что году этак в 2042-м моя специальность будет востребована?

A: Нет, нельзя. Вот я взял некий перечень под названием самые перспективные специальности по росту зарплат в 2012 году.

Сервисный инженер (на 36%)
Веб-дизайнер (на 32%)
Консультант SAP (на 32%)
IT-директор (на 25%)
Главный инженер (газ, нефть) (на 23%)
Блогер (на 23%)
Веб-редактор (на 22%)
Эколог (на 20%)
Верстальщик (на 20%)
Менеджер по работе с социальными сетями (на 19%).
Как вы думаете насколько будет востребован сервисный инженер, специалист по ремонту телевизоров с кинескопом? Вот таких:

Вероятнее всего, такой специалист будет нужен разве что коллекционерам старой техники. И аналогичная судьба может постигнуть всех остальных уже через пять лет нефтегазовый сектор России может серьезно пострадать из-за общемирового падения цен на это сырье, а социальные сети с блогами через тридцать лет могут разделить судьбу сети Fidonet. Я сам видел как бумажные газеты сокращали прекрасных специалистов, без всякого преувеличения прекрасных кто сказал, что Facebook с Вконтакте проживут хотя бы десять лет?

Пункт блогер в этом списке вообще непонятно что делает. Приличные деньги на блоге делают люди вроде Артемия Лебедева или Ильи Варламова, но с тем же успехом они могли не зарабатывать на нем ничего у них есть другая работа. Я не уверен в том, что в 2042 будут нужны научные обозреватели, кстати. Но я точно знаю то, что люди с приличным пониманием основ естественных наук смогут заранее понять то, в каком направлении все меняется.

    2 комментария

Еще немного про физику

1 июня 2012 года, 17:50

Сегодня возвращался из Дубны. Садясь в электричку, встретил ту студентку, которой позавчера помогал решить задачку. Задачку они сдали и зачет получили.

Также напоминаю, что завтра вечером буду рассказывать интересные вещи о Вселенной. Вы всё еще можете записаться и прийти!

    Оставить комментарий

Встреча в Бискотти: рассказываю о Вселенной

26 мая 2012 года, 20:48

Через неделю буду рассказывать о космологии на понятном неспециалистам языке.

Сколько времени существует Вселенная? Есть ли у нее граница? Что было со Вселенной в прошлом и что случится с ней в будущем? Каково место Земли во Вселенной? Каждый хотя бы раз задумывался над такими вопросами. Несмотря на ограниченность человеческих возможностей и ресурсов, но благодаря неограниченным способностям человеческого разума, ученые уже сейчас могут ответить по крайней мере на часть этих вопросов. Я собираюсь рассказать, что именно выяснили физики о Вселенной и какие методы использовали.

В основе рассказа пять открытий, повлиявших на формирование современной картины мира:

  1. Общая теория относительности.
  2. Хаббловское разбегание галактик.
  3. Реликтовое излучение.
  4. Темная материя.
  5. Ускоренное расширение Вселенной (темная энергия).

Будете через неделю в Москве — приходите. 2 июня, 19:30, «Бискотти на Мясницкой» (ул. Мясницкая, д. 24/7). За организацию отвечает Анна. Заявки нужно присылать ей на электронную почту egida.art@gmail.com.

    1 комментарий

Пара ссылок и объявление

27 апреля 2012 года, 22:09

На выходных можно почитать два научно-популярных поста, которые мне понравились на этой неделе. Алексей Тимошенко написал о таблице Менделеева и об устройстве атомов, и Игорь Иванов предложил механическую модель коллайдера.

А теперь объявление. Я завел твитер. Буду писать туда всякую чушь мелочь. Добавляйте!

    Оставить комментарий

Притяжение световых лучей

16 января 2012 года, 15:33

Сегодня на баше:

С ВиО известного всем сайта.

xxx: Здравствуйте. Возможно ли пересечение параллельных прямых в пространстве?
Лучший ответ: Да, разумеется. Представим, что две прямые — два световых луча. Они не должны пересекаться, но на самом деле рано или поздно они притянутся к друг другу гравитационными силами и интерферируют друг с дружкой. Так и скажи учительнице.

Однажды на досуге я занимался вопросом о том, каким будет гравитационное взаимодействие двух световых лучей в общей теории относительности. Расчеты показали, что два луча, направленных параллельно в одну сторону, сближаться не будут. Расстояние между ними не меняется. А вот противонаправленные лучи не могут быть всюду параллельными, видимо, они притягиваются.

    8 комментариев

Рутина 3

17 октября 2011 года, 20:03

Я уже как-то писал, что главный инструмент физика-теоретика — это ручка. Объясняя что-либо, с ее помощью физик-теоретик способен за 20 минут полностью покрыть страницу А4 непонятными символами:

    Оставить комментарий

Новая версия S2 и блог о теоретической физике

16 марта 2011 года, 17:47

Выпустил новую версию движка S2. Среди изменений, помимо испрвлений небольших ошибок, быстрый поиск по заголовкам. Пока пользователь набирает поисковую фразу, ему можно показывать подсказки.

Другое важное изменение — выпуск нового расширения s2_latex для вставки математических формул. С ним на S2 можно легко делать сайты и блоги с кучей формул.

Причем сделал я его не просто так. На нем работает блог о теоретической физике. Мы с коллегами по учебе пишем туда о теоретической физике и связанных вещах. Теперь я публикую там заметки, которые были бы здесь явно не к месту.

    Оставить комментарий

Вечный двигатель, закон сохранения энергии и границы познания

22 февраля 2011 года, 20:27

В комментариях к «Апгрейду обезьяны» завязалась дискуссия об использовании в качестве топлива водорода, а не нефтепродуктов, которая в итоге пришла к вечным двигателям. Я думаю, обсуждение этого вопроса будет интересно многим.

Читайте о вечном двигателе, законе сохранения энергии и границах познания.

Философия и теория относительности

19 декабря 2010 года, 16:31

Тема вчерашней лекции по философии (не путать с семинарами!) называлась «Философия космологии». Один из фрагментов — разговор о падении тела на черную дыру. Вместо пересказа я процитирую википедию:

В некоторый момент собственного времени тело пересечёт горизонт событий. С точки зрения наблюдателя, падающего вместе с телом, этот момент ничем не выделен, однако возврата теперь нет.

Рассмотрим теперь процесс падения тела в чёрную дыру с точки зрения удалённого наблюдателя. […] Будет казаться, что тело — в чрезвычайно сплющенном виде — будет замедляться, приближаясь к горизонту событий и, в конце концов, практически остановится.

После этого лектор задал вопрос для размышлений на досуге: «Не означает ли различие наблюдений (первый увидит, как тело упадет к центру черной дыры, второй, что оно остановится у горизонта событий), что для этих наблюдателей различаются реальности?».

Философы — они такие философы :)

На самом деле, чтобы выяснить, как соотносятся реальность и наблюдатель, совсем не обязательно привлекать теорию относительности или падать в черную дыру. Я воспользуюсь иллюстрацией Фейнмана из обсуждения философов и теории относительности. Представьте, что вы разговариваете с каким-то человеком, а я сижу позади него. Вы видите лицо человека, а я — его затылок. Не означает ли это, что для нас с вами различается реальности?

Вообще-то, ответ на эти вопросы будет зависеть от того, что понимать под реальностью, но прикол в том, что оба ответа должны совпадать. Замечание о том, что с точки зрения удаленного наблюдателя падение в черную дыру будет бесконечно долгим, а с точки зрения сопутствующего наблюдателя закончится достаточно быстро, отнюдь не глубже заключения, что человек сзади выглядит не так, как спереди.

    Оставить комментарий

Интервью с физиками-теоретиками

23 сентября 2010 года, 12:25

В своей научно-популярной статье про суперсимметрию я рассчитывал на то, что читатели не забыли школьную математику и физику. Таких читателей, конечно, меньшинство.

Тем временем Русский репортер опубликовал интервью с несколькими теоретиками из ОИЯИ. Среди них оба моих научных руководителя (нынешний, Дмитрий Игоревич Казаков, на обложке). Разговор о коллайдере, о мире с точки зрения физика-теоретика и о других вещах идет на понятном для всех языке.

    Оставить комментарий

Популярно о суперсимметрии

21 августа 2010 года, 23:36

Недавно я опубликовал на Хабрахабре свою научно-популярную статью о современной теоретической физике высоких энергий и о суперсимметрии как примере одной из теорий. Пользуясь случаем, благодарю Алика Кирилловича за приглашение на Хабрахабр и за помощь в адаптации статьи.

Так как не все зарегистрированы на хабре, я эту статью опубликовал и здесь.

В статье «Что такое суперсимметрия?» я рассказал о теориях, лежащих в основе современной физики элементарных частиц, об их достоинствах и недостатках, о суперсимметрии, о том, что ее собираются искать на большом адронном коллайдере. Также упоминается темная материя и темная энергия, бозон Хиггса. Интересно, одним словом :)

Кстати, раз уж зашла речь, поделюсь своими мыслями о популяризации науки. Задача популяризации физики непроста. Ведь в основе любой физической теории лежит математический аппарат и набор уравнений, из которых выводятся следствия. В популярном изложении приходится опускать математические подробности. В результате следствия как будто берутся «из воздуха», что оставляет чувство неудовлетворенности у некоторых читателей. Несмотря на это, популяризация науки необходима, причем не только для повышения интереса (в том числе у сегодняшних школьников — завтрашних студентов), но и потому, что современная физическая картина мира обладает своей красотой и очарованием.

    Оставить комментарий

Еще пятерка

10 июня 2010 года, 16:57

Я защитил диплом, ура. Тема — включение масс нейтрино в суперсимметричные модели и исследование связанных с этим эффектов. В тексте диплома (PDF, 1 МБ) куча формул и много непонятных слов.

    7 комментариев

Универсальная мера всех форм взаимодействия материи

23 марта 2010 года, 23:05

В комментариях к одной старой заметке написали следующее:

Универсальная мера всех форм взаимодействия материи?

Это, видимо, пытались найти ответ на вопрос, не нашли и задали его в комментариях. Так вот, я хочу рассказать о своем отношении к таким вопросам.

Я их ненавижу. Это вопрос договоренности и определений. Ответ на него не сообщает о природе ничего. Действительно, только человеку приходит в голову мерить что-нибудь. Да еще и требовать от меры универсальности.

Моих знаний физики достаточно, чтобы предположить, что правильный ответ — это энергия. Но я не могу гарантировать правильность ответа. Потому что придет кто-то еще и скажет, что правильный ответ — это импульс. Или поток энергии. Или тензор энергии-импульса. Или какая-то хрень, про которую я вообще не слышал. Самое плохое в том, что с этим не поспоришь.

Совершенно по-другому обстоят дела с задачами. Например, в поле тяжести Земли тела падают вертикально вниз. Можно спросить: а что изменится в движении тела, если его зарядить и добавить еще и магнитное поле? Это хороший вопрос. И прелесть физики в том, что выкладки на бумаге могут дать ответ. И если вдруг появляется человек, оспаривающий результат, в крайнем случае можно провести эксперимент и доказать несогласному его неправоту.

Ни один человек, хоть как-то связанный с наукой, никогда не будет тратить время на размышление о том, какова же универсальная мера всех форм взаимодействия материи. Такой вопрос можно встретить только в глупом школьном учебнике.

    Оставить комментарий

Голография

9 марта 2010 года, 00:58

На Вебпланете появилась статья «Про трехмерку настоящую и ненастоящую». Неплохая научно-популярная статья, что для Вебпланеты весьма нехарактерно. Я прочитал с интересом.

На втором курсе у нас была лабораторная работа, посвященная голографии. Правда, я делал другую работу, а эту делали мои коллеги по учебе. Что ж, работа по настройке установки легла на их плечи, а я пришел посмотреть на результат. Результат действительно впечатляет:

Голографическое изображение

    Оставить комментарий

О единицах измерения

2 января 2010 года, 15:22

Ководство, параграф 56:

Сделать графические заголовки и врезки может даже человек с коэффициентом интеллекта, равным комнатной температуре.

Вопрос для тех, кто не видит ошибок в этом предложении: как изменится смысл, если измерять температуру не в градусах Цельсия, а в градусах Фаренгейта? А в кельвинах?

Начинающие изучать физику школьники знают, что нельзя сравнивать величины, имеющие разные единицы измерения.

    5 комментариев

Развитие физики

10 января 2009 года, 14:23

Из какого-то учебника по элементарной физике:

По мере открытия всё новых и новых частиц выяснилось, что существующих характеристик (квантовых чисел) недостаточно, чтобы их различать. В связи с этим были введены дополнительные квантовые числа. Соответственно были установлены и новые законы сохранения, выражающие ту или иную симметрию. Были обнаружены и нарушения этих законов, которые, как всегда, привели к еще более глубокому пониманию природы.

Совершенно бестолковое описание. Такая-то величина сохраняется? Хорошо. Ой, не сохраняется? Еще лучше, мы глубже поняли природу!

    4 комментария

Про LHC

26 августа 2008 года, 01:00

В своей последней статье я упоминал LHC. Многие знают, что этот ускоритель запустят 10 сентября. Давайте я расскажу что-нибудь еще. Благо нам в ОИЯИ про LHC поведали достаточно.

Как написано в Википедии,

Некоторые специалисты и представители общественности высказывают опасения, что имеется отличная от нуля вероятность выхода проводимых в коллайдере экспериментов из-под контроля и развития цепной реакции, которая при определённых условиях теоретически может уничтожить всю планету. Точка зрения сторонников катастрофических сценариев, связанных с работой LHC, изложена на отдельном сайте.[4] Из-за подобных настроений LHC иногда расшифровывают как Last Hadron Collider (Последний Адронный Коллайдер).

Разумеется, такие опасения, в общем-то, безосновательны. А вот расшифровка «Last Hadron Collider», возможно, смысла не лишена. Дело в том, что если на LHC будет найдена «новая физика» (это такой профессиональный жаргон), то для более подробного исследования этой самой физики ученые думают сооружать ILC, или международный линейный коллайдер, в котором будут разгоняться электроны (напомню, что в LHC будут сталкиваться протоны).

Так вот, во-первых, «новую физику» на LHC могут и не найти; тогда физики не смогут обосновать налогоплательщикам необходимость постройки нового ускорителя. Во-вторых, стоимость, сложность, время постройки и длительность работы ILC будет как минимум такого же порядка, что и у LHC. Следующий после ILC ускоритель (опять адронный коллайдер) должен работать при еще больших энергиях и должен быть на порядок сложнее. В общем, перспективы построения такого коллайдера не совсем ясны.

Вот вам и Last Hadron Collider.

    8 комментариев

Диплом: начало

4 мая 2008 года, 22:03

Приступил непосредственно к написанию своего бакалаврского диплома (за полтора месяца до сдачи, да). Начало получилось многообещающим:

Физика элементарных частиц — одна из немногих областей человеческого знания, где удалось проникнуть глубже всего в тайны материи и объяснить ее поведение. До сих пор сокращение числа законов, описывающих мир, было одной из основных тенденций при построении научных теорий. При этом главной целью всегда оставалось и остается построение Всеобщей теории всего, которая бы объединила все знания человечества о природе, и из которой можно было бы вывести (хотя бы в принципе) все законы, как частные случаи такой теории.
    6 комментариев

На переднем крае науки

23 февраля 2008 года, 18:48

Если вам интересно, какие проблемы XXI века уже поставлены перед физиками, прочитайте статью «Темная Вселенная. Сюрприз космологии к 100-летию открытия Эйнштейна» из журнала «Наука и жизнь».

    Оставить комментарий

Задача

30 января 2008 года, 20:31

Есть известная школьная задача. Между двумя точками на поверхности Земли прорыт прямой тоннель. Через какое время тело, отпущенное в одной из точек и движущееся по тоннелю без трения, окажется в другой точке? В предположении однородности и шарообразности Земли ответ (42 минуты) не зависит от длины тоннеля.

А теперь усложним задачу: по какой кривой нужно прорыть тоннель между двумя заданными точками на поверхности Земли, чтобы время движения тела по нему было бы наименьшим?

    8 комментариев

Госэкзамен

15 июня 2007 года, 18:41

В эту летнюю сессию мы сдаем государственный экзамен по физике. Как и другие экзамены, он состоит из двух частей: письменной и устной. Вчера был письменный экзамен, а сегодня проходил разбор задач.

Одна из них была такой. Кусочек льда, имеющий форму параллелепипеда размером 10×10×8 сантиметров, плавает в воде с температурой 20 °C. Через 20 минут он переворачивается на 90°. Оценить, через какое время перевернется айсберг размером 500×500×300 метров, если температура моря составляет 5 °C.

Сегодня я был поражен тем, какую работу проделали составители, придумавшие эту задачу. Они взяли кусок льда указанных выше размеров и наблюдали за тем, как он будет таять; проверили, что параллелепипед, тая, примерно сохраняет свою форму; измерили время, через которое этот кусочек переворачивается. Всё это засняли, смонтировали в двухминутный ролик и сегодня показали его нам. С ноутбуком и проектором, как полагается.

Я был поражен, причем весьма приятно. Просто бессмысленно сравнивать с «трудолюбием» и «старательностью» преподавателей физфака Молдавского государственного университета (о которых я писал в заметке об олимпиадах). В общем, мегареспект вам, чуваки!

Еще несколько фактов об экзамене. В одном из вариантов была забавная опечатка: «ядерный ректор».

Для интересующихся замечу, что все задачи я решил правильно, только в одной из них ошибся при переводе времени из минут в года.

    4 комментария

Физика в вопросах и ответах

6 июня 2007 года, 14:19

Физика в вопросах и ответах. На этом ресурсе вы найдете достаточно большой список вопросов и ответов. В основном, по физике. Но есть вопросы и их других областей. Большинство вопросов качественные, ответы написаны так, что в них легко разберется школьник.

Интересно и познавательно, почитайте. Например:

Что такое «шаровая молния»? Кто придумал Интернет? Почему человек не падает с велосипеда? Есть ли у Вселенной край? Не предвидят ли ученые падения какой-либо кометы на Землю?
    4 комментария

Экскурсия в Дубну

25 мая 2007 года, 21:55

Сегодня были в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, на экскурсии. Мы зашли на территорию, и нам сказали, что с фотоаппаратами, вообще-то, туда проходить нельзя. Некоторое время я потратил на размышления, что же мне делать со своим фотоаппаратом, так как была отличная от нуля вероятность, что на выходе будут проверять сумки. В итоге сумки не проверяли.

На самом деле, я о другом. Перед нами выступал какой-то теоретик. Точнее, перед нами выступало много теоретиков, но один из них заявил, что 90% населения Земли безразлично, существует ли бозон Хиггса, или нет, и что его открытие (оно, как ожидается, будет сделано на LHC — большом адронном коллайдере, запуск которого намечен на ноябрь 2007 года) для них не будет означать ровным счетом ничего. Я думаю, что 90% — это слишком оптимистическая оценка. Вот если заменить 90% на 99,9%, то это адекватнее опишет интерес людей к науке, и, в частности, к физике (пища для размышлений: раз и два).

    Оставить комментарий

О науках

20 декабря 2006 года, 11:08
Все науки можно разделить на две группы — на физику и коллекционирование марок.
Эрнест Резерфорд.
    4 комментария

Математическая строгость и физики

7 октября 2006 года, 13:19

Об отношении физиков к математическим строгостям очень хорошо написано во вступлении к книге «Квантовая механика и интегралы по траекториям» Р. Фейнмана и А. Хибса:

В книге Фейнмана и Хибса не дано строгого определения интеграла по траекториям; он вводится чисто интуитивно как предел соответствующего многократного интеграла (заметим, что введение комплексной единицы существенно усложняет строгое обоснование такого предельного перехода). Впрочем, для физика это в большинстве случаев не очень важно; ему нужна лишь уверенность, что строгое доказательство может быть получено.
    3 комментария

Теорфиз vs. общефиз

21 сентября 2006 года, 17:15

Я понял, чем отличается общая физика от теоретической. В общей физике разлагают в ряд Тейлора до первого члена, а в теоретической — до второго.

Добавлено: В теоретической физике, в отличие от общей физики, в ответ не надо подставлять числа.

    Оставить комментарий

Десять историй о математиках и физиках

5 апреля 2006 года, 18:48

Советую почитать Десять историй о математиках и физиках. Автор в популярной форме рассказывает о различиях между физикой и математикой, касается истории развития квантовой механики и доказательства теоремы Ферма, а так же рассматривает другие интересные вопросы.

Весьма познавательно, рекомендуется всем.

    1 комментарий

Радиоприемник в голове

14 января 2006 года, 00:31

На моем любимом форуме по физике прочитал сообщение. Цитата:

Так известны почти невероятные случаи, когда люди принимали радиопередачи от ближайших радиостанций непосредственно без приемников. Слышат в голове радиопередачу и выключить не могут.
Объяснение этому очень прозаическое. Этим людям ставили металлические пломбы (или амальгаму), которые образовывали с тканью зуба выпрямляющий контакт. Если зуб остается живым, т.е. нерв не убивается, и пломба от него недалеко, то продетектированный радиосигнал возбуждает нервное окончание, а мозг может спутать это возбуждение с возбуждением слухового нерва. Слышится ближайшая самая мощная АМ радиостанция, как правило в диапазоне ДВ.

Я бы не хотел постоянно слушать радио, да еще и из диаппазона ДВ.

    1 комментарий
Поделиться
Записи