Образование и патриотизм
14 января 2011 года, 03:19
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием.
Только дурак может не любить родину, если она хорошая, и только дурак будет любить родину, если она плохая.
Комментарии
#1. 14 января 2011 года, 20:53. Ia пишет:
кому нужен ограниченный патриот?…
#2. 15 января 2011 года, 17:49. Алик Кириллович пишет:
Не совсем. Любовь — это иррациональное понятие, и ее наличие или отсутствие не может быть вызвано рациональными причинами.
#3. 15 января 2011 года, 18:12. Алик Кириллович пишет:
Кроме того, это, видимо, вообще категориальное (первичное) понятие, и, поэтому, в принципе, не определяется через что-либо другое.
А насчет предложения ЕР — да, согласен, это бред, конечно. Но, скорее всего, это просто реакция на недавние беспорядки, и, я надеюсь, через какое-то время о нем благополучно забудут.
А насчет предложения ЕР — да, согласен, это бред, конечно. Но, скорее всего, это просто реакция на недавние беспорядки, и, я надеюсь, через какое-то время о нем благополучно забудут.
#4. 15 января 2011 года, 18:28. пишет:
Если считать, что любовь — иррациональное понятие, то в этом смысле любви к родине не существует (в отличие от любви к родным, например), есть только чувство принадлежности группе.
Вообще мне кажется, что человек начинает говорить о вещах вроде величия страны или нации, когда не может похвастаться (в положительном смысле, конечно) личными успехами.
Вообще мне кажется, что человек начинает говорить о вещах вроде величия страны или нации, когда не может похвастаться (в положительном смысле, конечно) личными успехами.
#5. 15 января 2011 года, 19:53. Алик Кириллович пишет:
Роман Парпалак пишет:Ну почему? Люди могут иррационально любить не только других людей, но и питомцев, произведения искусства (в т.ч. и кулинарного :-) ), природу и многое, многое другое. И родину в том числе — либо в целом, как некоторую абстрактную собирательную сущность; либо в таких ее частных проявлениях, как: «леса и поля», культура, люди и т.д.
Если считать, что любовь — иррациональное понятие, то в этом смысле любви к родине не существует (в отличие от любви к родным, например), есть только чувство принадлежности группе.
Роман Парпалак пишет:Согласен. Но только причем здесь это :-) Ведь в обсуждении идет речь о том, по каким причинам человек может любить или не любить родину (если эти причины вообще существуют); а НЕ о том, по каким причинам может говорить о ее величии.
Вообще мне кажется, что человек начинает говорить о вещах вроде величия страны или нации, когда не может похвастаться (в положительном смысле, конечно) личными успехами.
Любить родину и публично это демонстрировать — совершенно разные вещи. Возможно даже, противоречащие друг другу.
Вот цитата: «[Патриотизм] — это совершенно изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово» (Игорь Губерман, ). Несколько радикально, конечно, но, в целом, отражает суть вещей.
Так что, иррационально любить родину вполне можно, но лучше это делать молча.
***
Тезисно:
1. Любить можно не только близких людей, но и многое другое, в т.ч. и родину.
2. Любовь, как иррациональное понятие, не объясняется рациональными причинами. Кроме того, как первичное понятие, она, возможно, не объясняется вообще никакими причинами. В т.ч. и любовь к родине. Поэтому, рациональный термин «дурак» здесь не применим.
3. Демонстрация любви к родине и разговоры о ее величии могут иметь рациональные причины. Но к любви они не имеют отношения.
Но только это мое мнение, конечно.
#6. 15 января 2011 года, 21:07. пишет:
Алик, в целом я согласен. Только мне, как физику, не нравится тезис о том, что любовь — это иррациональное понятие, и оно не объясняется рациональными причинами :)
Возможно, я его понимаю не совсем правильно, если так, поправьте меня.
Любить можно, конечно, разные вещи, но и механизм любви в каждом случае будет различным. Например, любовь к представителям противоположного пола закрепилась эволюционно для совместной заботы о потомстве. В любви к «произведениям кулинарного искусства» проявляется, очевидно, инстинкт самосохранения. Если у человека есть любимое занятие, значит, в его мозге хорошо развиты зоны, которые отвечают за выполнение соответствующей деятельности. Да и, к тому же, эволюционно выгодно, чтобы люди с чем-нибудь игрались: они так могут изобрести что-нибудь полезное в эволюционной борьбе.
Таким образом, за каждый вид любви отвечает какая-то биолого-физиологическая составляющая организма — зона мозга, гормон, инстинкт или еще что-нибудь. К счастью, люди не роботы, и эти физиологические составляющие развиты у всех по-разному. Поэтому кто-то любит одно, кто-то — другое.
Таковы в общих чертах рациональные объяснения любви.
На всякий случай замечу, что понимание эволюционных основ чувств вовсе не лишает их и не делает их переживание менее ярким.
Возможно, я его понимаю не совсем правильно, если так, поправьте меня.
Любить можно, конечно, разные вещи, но и механизм любви в каждом случае будет различным. Например, любовь к представителям противоположного пола закрепилась эволюционно для совместной заботы о потомстве. В любви к «произведениям кулинарного искусства» проявляется, очевидно, инстинкт самосохранения. Если у человека есть любимое занятие, значит, в его мозге хорошо развиты зоны, которые отвечают за выполнение соответствующей деятельности. Да и, к тому же, эволюционно выгодно, чтобы люди с чем-нибудь игрались: они так могут изобрести что-нибудь полезное в эволюционной борьбе.
Таким образом, за каждый вид любви отвечает какая-то биолого-физиологическая составляющая организма — зона мозга, гормон, инстинкт или еще что-нибудь. К счастью, люди не роботы, и эти физиологические составляющие развиты у всех по-разному. Поэтому кто-то любит одно, кто-то — другое.
Таковы в общих чертах рациональные объяснения любви.
На всякий случай замечу, что понимание эволюционных основ чувств вовсе не лишает их и не делает их переживание менее ярким.
#7. 16 января 2011 года, 01:11. Алик Кириллович пишет:
Ну да, для точности мне надо было использовать термин «цель» (субъективное понятие), а не термин «причина» (объективное понятие).
Под иррациональностью любви я имел в виду то, что причиной ее наличия/отсутствия не является решение разума человека (см. определение рациональности). А не то, что эта причина мистическая и не подчиняется законам природы.
А поскольку наличие или отсутствие любви не управляется разумом, то бессмысленно говорить, что человек является дураком (имеет плохо развитый разум) из-за того, что «любит плохую родину» или «не любит хорошую родину».
Что и является критикой тезиса этого поста: «Только дурак может не любить родину, если она хорошая, и только дурак будет любить родину, если она плохая». Вы согласны с этим?
Под иррациональностью любви я имел в виду то, что причиной ее наличия/отсутствия не является решение разума человека (см. определение рациональности). А не то, что эта причина мистическая и не подчиняется законам природы.
А поскольку наличие или отсутствие любви не управляется разумом, то бессмысленно говорить, что человек является дураком (имеет плохо развитый разум) из-за того, что «любит плохую родину» или «не любит хорошую родину».
Что и является критикой тезиса этого поста: «Только дурак может не любить родину, если она хорошая, и только дурак будет любить родину, если она плохая». Вы согласны с этим?
#8. 16 января 2011 года, 01:30. пишет:
Разумеется, один только факт любви «плохой» родины или нелюбви «хорошей» не делает человека дураком. Если в высказывании и была причинно-следственная связь, то в другую сторону.
Термин «любить» можно заменить на «уважать», «гордиться» или что-нибудь в этом духе, что имеет рациональную причину, если нужно сделать тезис менее гиперболичным и более точным.
Термин «любить» можно заменить на «уважать», «гордиться» или что-нибудь в этом духе, что имеет рациональную причину, если нужно сделать тезис менее гиперболичным и более точным.
#9. 16 января 2011 года, 02:18. Алик Кириллович пишет:
Роман Парпалак пишет:Да, полностью согласен — термин «уважать» здесь наиболее подходящий и точный и при его использовании все встает на свои места.
Термин «любить» можно заменить на «уважать», «гордиться» или что-нибудь в этом духе, что имеет рациональную причину, если нужно сделать тезис менее гиперболичным и более точным.
Роман Парпалак пишет:Ну если подходить чисто формально, то фраза «только дурак будет любить родину, если она плохая» означает причино-следственную связь именно в прямую сторону: «любит плохую родину → дурак» :-)
Разумеется, один только факт любви «плохой» родины или нелюбви «хорошей» не делает человека дураком. Если в высказывании и была причинно-следственная связь, то в другую сторону.
Но, к счастью, живой язык богаче, чем формальная логика, в нем есть такие приемы как гипербола.
Так что да.