Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньО лицееКурсовыеКурсовая 8-го класса

Курсовая 8-го класса

20 июля 2005 года

В один прекрасный день я попросил Татьяну Ивановну Антоненко, которая у нас вела спецкурс по физике, разъяснить такой вопрос. В каком-то справочнике я нашел значения масс фотонов, соответствующих электромагнитным волнам разных диапазонов. В частности, там было написано, что кванты гамма-излучения имеют массу больше, чем у электрона. До этого я уже успел прочесть, что фотоны массы не имеют. Противоречие :)

Со справочником я пришел к Татьяне Ивановне. На мой вопрос она ответила так. У фотона нет массы покоя. А релятивистская масса у него есть. Энергия фотона считается по формуле E=hν, а по теории относительности если есть энергия, то есть и масса (знаменитая формула Эйнштейна E=mc2). Если приравнять правые части этих формул, мы получим выражение для массы фотона, на основе которого и была составлена та таблица. (Для сторонников инвариантности массы и считающих, что понятие массы покоя необходимо выкинуть из физики, замечу, что это всего лишь переопределение понятий, не более. Как говорится в народе, хоть горшком назови, только в печь не клади.)

Тогда Татьяна Ивановна сказала что-то еще, но потом она добавила, что у нее есть курсовая работа по световому давлению (оно имеет отношение к массе света). Она также сказала, что я еще маленький :), что в этой курсовой надо использовать теорию колебаний и т.д. Тогда я воспринял выражение «теория колебаний» как что-то вроде «теории суперструн». По крайней мере, для непосвященного должно показаться, что названия чем-то похожи.

Я решил, что для меня это всё-таки слишком сложно, и остановился на теме, которую предложила Евдокия Семеновна Лощинина, учительница математики: геометрические построения одним циркулем! Сама по себе тема довольно интересная. Но своей работе я бы не поставил высший балл. Она свелась к тому, что я переписал часть книжки о построениях циркулем, и придумал, как одним циркулем без линейки разделить окружность на 5 равных частей. На 3 и на 6 частей разделить легко. На 4 уже труднее. На 5 — еще труднее. Но в переписанном мною тексте было описано, что надо делать циркулем, если известно, как ведется построение циркулем и линейкой. Деление окружности на 5 равных частей циркулем и линейкой было описано в справочнике. Вот и вся курсовая.

В ходе подготовки к конференции «Способность. Труд. Талант.» я несколько раз прорепетировал свою речь (надо было уложиться в 5—10 минут, а это на самом деле серьезное ограничение). Учительница математики сказала, что главное, чтобы я говорил уверенно, даже если я пойму, что говорю что-то не то. Ведь там, в комиссии, сидят люди, которые, возможно, не следят за последовательностью рассуждения.

С собой на защиту я взял здоровый циркуль, с помощью которого рисуют мелом окружности на доске. Я собирался показать, как с помощью циркуля найти среднее арифметическое и среднее геометрическое длин двух отрезков. Как потом выяснилось, для демонстрации была подобрана не очень подходящая задача. Я начал делать построение, комментируя свои действия. Ближе к концу мне понадобилось начертить большую окружность, для которой раствора циркуля не хватило. В принципе, можно было стереть чертеж и попробовать выполнить построение еще раз, но на это уже не было времени.

Работы в секции математики были разделены на несколько групп. Вместо того чтобы мою работу определили в геометрическую группу, её поместили в группу о философии математики, истории математики и т. п. Видимо, туда собрали работы, которые больше некуда было определить. Было немного обидно. Но с другой стороны я занял там 1 место (в каждой группе было несколько первых мест, несколько вторых и т. д.).

Может, я слишком критично к себе отношусь, то был всего лишь 8 класс, первая работа... Вполне может быть. Вспоминается поговорка «Первый блин комом». Та курсовая была средненькой, и не ком, и не блестяще. Так, просто курсовая.

Поделиться

Комментарии

#1. 8 марта 2006 года, 00:54. Валерий Иванович пишет:
Я пенсионер. У меня внуки. Встречаемся иногда на семейных событиях. И вот к своему стыду, когда разговор коснулся матемматических задач — пришёлся к слову радиан, а корифей дедушка понёс
ахинею. Пришёл домой и в интернет. Очень приятно,
что подрастает достойное поколение, которое знает
о чём говорит!

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Комментарий:

Для выделения используйте следующий код: [i]курсив[/i], [b]жирный[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Ссылку начните с http://. Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Сколько будет 44+9?