Сайт Романа ПарпалакаЗаметкиЖизньО лицееРуководство олимпиадника

Руководство олимпиадника

20 февраля 2010 года

Школьные олимпиады — достойная тренировка мозга в стрессовых условиях. Трудно найти где-либо еще подобные условия, когда в сжатые сроки нужен результат интеллектуальной деятельности.

Однако на самом деле в олимпиадах ничего страшного нет. Я участвовал во многих олимпиадах и сейчас расскажу, что же вас может там ждать. Если вы будете знать, в каких условиях проходят олимпиады, вы сможете спокойно готовиться и соревноваться.

Мои советы относятся к олимпиадам по техническим предметам: математике, физике, химии. Если вас ждет олимпиада по русскому языку или географии, эта статья вам не поможет.

До олимпиады несколько месяцев

У меня часто спрашивают, как правильно готовиться к олимпиадам. Начните с дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, если таковые имеются в вашей школе. Переложите часть работы по подготовке на учителей.

Однако вы не должны ограничиваться посещением спецкурсов, самостоятельная подготовка тоже необходима. Попробуйте прочитать литературу для продвинутых школьников (вы же продвинутый школьник, не так ли?). Конкретные рекомендации по выбору книг может дать учитель.

Полезно будет запастись сборником олимпиадных задач и пытаться решать их. Хотя я обычно так не делал.

Попробуйте совместить приятное (сидение за компьютером) с полезным (подготовка к олимпиаде), найдите какие-нибудь сайты с олимпиадными задачами.

Многие готовятся к олимпиадам с репетиторами. Я так никогда не делал, потому что не считал это осмысленным и не собирался тратить на это деньги. Впрочем, нужно объективно смотреть на вещи. Если большинство соревнующихся серьезно занимается индивидуально, скорее всего, у вас нет других вариантов.

До олимпиады несколько недель

Обычно темы задач на школьных олимпиадах привязаны к программе. Попросите у учителя школьную программу для вашего класса. В крайнем случае посмотрите оглавление учебника. Желательно, чтобы вы знали весь материал, запланированный для изучения. Если в ваших знаниях есть пробелы, сейчас самое подходящее время их заполнить.

Лирическое отступление

С темами задач есть несколько подводных камней. Например, нам в одиннадцатом классе на республиканской олимпиаде по математике дали задачу с матрицами и определителями, хотя определители мы прошли после, в конце года.

В десятом классе на республиканской олимпиаде по физике произошел немыслимый случай. Одна из задач решалась через производную, хотя производная по программе изучается только в одиннадцатом классе.

Однако сильно забегать вперед нет смысла. Уж поверьте, в девятом классе на математической олимпиаде интегралы и производные вам точно не помогут.

Помимо тем, желательно иметь представление об уровне сложности задач. Попросите у учителя или у старших коллег по учебе задания прошлых лет и попробуйте их решить.

Лирическое отступление

Я привык к сложным олимпиадным задачам, когда нужно перепробовать несколько методов решения и когда для этого есть время. А на Международной олимпиаде по физике задания не были такими сложными, скорее нужно было без ошибок выполнить большой объем вычислений. Я не был заранее готов к этому, неправильно распределил время и не успел справиться со всеми заданиями.

До олимпиады несколько дней

Ясно, что за несколько дней невозможно усвоить материал, предназначенный для изучения в течение нескольких лет. Но вы всё еще можете заполнить некоторые пробелы.

Приготовьте достаточное количество бумаги для черновиков, ручки, карандаши. На олимпиаду по математике возьмите чертежные принадлежности. Калькуляторы, скорее всего, запретят. Да и задачи на математических олимпиадах такие, что калькулятор вам не поможет.

На олимпиаду по физике возьмите калькулятор. Он сэкономит вам немного времени, когда вы будете подставлять числа в окончательную формулу, и позволит избежать арифметических ошибок.

На олимпиаду по химии, кроме калькулятора, возьмите таблицу Менделеева и таблицу растворимости.

Накануне можно съездить к месту проведения олимпиады, особенно если оно находится в незнакомом районе. Во-первых, вы сократите время поиска в день проведения олимпиады. Во-вторых, вы сможете оценить, сколько времени уйдет на дорогу.

Олимпиада началась

Сначала нужно прочитать и осознать все задачи. Если вы не поняли условие задачи, не стесняйтесь и уточните его. Во-первых, организаторы скорее всего предоставили возможность задавать вопросы по условию. Во-вторых, ваши соперники не будут сидеть на месте и будут задавать вопросы.

Иногда условие бывает неоднозначным, его можно истолковать по-разному. В этом случае тоже задавайте вопросы. Например, если в условии написано, что брусок тянут под углом 30 градусов к горизонту, и в условии нет чертежа, не поленитесь уточнить, куда его тянут: вперед и вверх или вперед и вниз. Нарисуйте чертеж и напишите: «По указанию организаторов считаю, что сила, действующая на брусок, направлена вперед и вверх».

Если вы видите, что незнакомый с предметом наблюдатель неуверенно отвечает на ваш вопрос, попросите, чтобы подошел кто-нибудь из проверочной комиссии.

Лучше начинать с самой простой задачи. Например, у математиков часто все задачи оцениваются одинаковым количеством баллов. Если вы сразу возьметесь за сложную задачу, вы только потеряете время, а ваши соперники решат несколько более легких задач. Впрочем, сложность — понятие относительное. Решайте ту задачу, которая кажется простой именно вам.

Если не получается решить какую-то задачу, лучше не тратить на нее время и подумать над другой задачей, а потом вернуться. Возможно, когда вы переключитесь на другую задачу, ваш мозг на подсознательном уровне найдет подход к «нерешаемой» задаче :)

Не стоит затягивать с оформлением решения на чистовик. Можно приступить к оформлению, например, когда пройдет половина времени. Иначе вы рискуете не успеть, особенно если поймете, что где-то ошиблись.

Оформлять задачи нужно так же, как вы это делаете на уроках. Напишите кратко условие, сделайте чертежи, нарисуйте графики. Сформулируйте в нескольких предложениях идею решения.

Лучше не переписывать решения с черновика, а проделать вычисления заново, особенно если черновик неаккуратен. Так можно будет найти, например, арифметические ошибки.

Решение должно быть достаточно строгим и полным с математической точки зрения (но слишком подробно его расписывать тоже не надо). Проверяющим будет сложнее придраться к вашему решению.

Лирическое отступление

Один раз на республиканской олимпиаде по математике ко мне придрались и сняли один балл (из семи за задачу) за то, что я ввел некоторую величину p и не написал, что же это такое. Я подразумевал, что это обычное число. На апелляции мне ответили, а вдруг это комплексное число, или матрица, или еще что-то. Три символа (p ∈ R) спасли бы меня от этой придирки.

Даже если вы не решили задачу, но как-то продвинулись в решении, всё равно приведите ваши мысли, вычисления, чертежи, формулы (ниже я напишу, почему это может сработать).

Проверка работ

Я расскажу вам о том, как проходит (или, по крайней мере, как должна проходить) проверка олимпиадных работ. Возможно, это знание поможет вам набрать чуть больше баллов.

Есть два метода оценки решений. В первом, совсем неудачном, вам с самого начала дают полный балл за задачу, и за каждую ошибку в решении снимают какое-то количество баллов. Этот метод не объективен потому, что ошибиться можно в разных местах, и трудно сказать, какая из ошибок должна «съедать» больше баллов.

Во втором, более удачном методе, решение задачи разбивается на несколько этапов, и за каждый этап начисляется определенное количество баллов. Деление на этапы относительно произвольное, как и баллы, назначаемые за каждый этап. Обычно кто-нибудь в комиссии говорит: «Давайте сделаем так», и остальные с ним соглашаются.

Такая система оценивания имеет несколько следствий. Иногда могут давать несколько баллов за написанное условие, чертежи, основные формулы. Так что не поленитесь и напишите хотя бы это. Еще одно следствие: не пишите больше, чем нужно, за это вам баллы никто не добавит.

Лирическое отступление

Однажды мы проверяли работы на окружном этапе олимпиады по физике. В практическом туре кто-то из школьников решил блеснуть знаниями и вычислил погрешность с помощью коэффициентов Стьюдента. Как-либо оценить это мы не могли. Вообще, я думаю, что в подобном решении разберется не всякий проверяющий, а некоторых, особо вредных, такие умники могут настроить против себя.

К сожалению, назначение баллов за этапы решения создает трудности, если задачу вы решали не так, как комиссия. Обычно правильное решение (даже другим способом) оценивается полным баллом. Трудности начнутся, если в вашем решении есть ошибки. Хорошие проверяющие стараются провести аналогии между вашим решением и решением комиссии и выставить справедливую оценку. Не столь старательные проверяющие могут поставить случайную оценку.

На многих олимпиадах листы с результатами проверки вывешиваются в тот же или на следующий день. Вы сможете посмотреть, сколько баллов поставили за каждую задачу вам и вашим соперникам. Если вы считаете, что оценка несправедлива, идите на апелляцию.

Апелляция

На апелляции можно опротестовать результат проверки вашей работы. Проверяющие, как и все люди, тоже делают ошибки. Например, они могут не до конца понять ваш метод решения, если он отличается от официального. Однако, в любом случае разговор будет идти вокруг текста вашей работы. Если вы не написали что-нибудь важное (даже если думали об этом), это уже ваша вина.

В апелляции ничего страшного нет. Если вы уверены, что решили задачу правильно (а у вас после соревнований будет достаточно времени, чтобы понять это), вы, скорее всего, убедите в этом комиссию. Не переживайте, не повышайте голос, говорите спокойно и вежливо, но будьте настойчивыми и готовыми объяснить свое решение простыми словами.

Проверяющий может не пойти на встречу. В таких ситуациях есть крайняя мера. Вы можете сказать: «Я хочу обратиться к председателю комиссии». Если проверяющий отказывается, проявите вежливость и настойчивость еще раз. Будьте готовы объяснить председателю ситуацию и, если надо, прокомментировать свое решение.

Однако оценивайте реально свои знания и решение. Случайно может оказаться так, что проверяющие поставили за решение больше баллов, чем оно заслуживает (по критериям, описанным выше). При обнаружении ошибки, скорее всего, оценку вам снизят.

Олимпиада уже прошла

Если вы — гений, а проверяющая комиссия это не заметила, и если результаты олимпиады вам что-то дают, еще рано расстраиваться. Можно попробовать пожаловаться в разные инстанции. Но в этом вам уже должны помочь учителя или администрация школы.

Лирическое отступление

Конечно, такое случается очень редко. Но всё же случается. В одиннадцатом классе на теоретическом туре республиканской олимпиады по физике дали четыре задачи «стоимостью» 30, 30, 30 и 10 баллов. Одну из задач на 30 баллов правильно решил только я. В ней была одна хитрость, и мне было очевидно, что именно эта хитрость превращала простую школьную задачу в относительно сложную олимпиадную. Все остальные, включая комиссию, не заметили этой хитрости. Мне поставили из 30 баллов только 5, в других задачах тоже за что-то сняли баллы, и мой результат (68 баллов) был четвертым. При этом первый результат был 100 баллов из 100.

На апелляцию я пришел с книжкой, объяснил, откуда берется дополнительная сила. Комиссия согласилась, что в этой задаче не всё так просто, и решила не тратить время, а перейти к практическому туру, в течение которого она собиралась пересмотреть результаты теоретического тура. Но, видимо, тупость комиссии победила, и результаты пересмотрены не были (я позволяю себе использовать слово «тупость», так как председатель комиссии (правда, не в тот раз, а через год) позволил себе заявить следующее: «Вы что! Нельзя поднимать баллы, а то подумают, что комиссия тупая!»).

После практического тура я поднялся на второе место, но со 100 баллами из 100 соревноваться невозможно.

Получивший первое место поехал на Международную олимпиаду.

Тогда мне было всё равно, но сейчас я очень жалею, что не обратился с жалобами в министерство образования.

Литература

Посоветуйтесь с учителем, он вам порекомендует литературу для подготовки к олимпиаде. Я же могу упомянуть о нескольких книгах с моей полки. По математике это книги Шарыгина. По физике продвинутым школьникам советую читать Фейнмановские лекции по физике. Не для подготовки к олимпиадам, правда, а просто для повышения уровня владения предметом.

Дополнение для физиков

На олимпиадах по физике есть некоторые тонкости, которые я хочу отметить особо. Например, ответы на задачи теоретического тура необходимо округлять, оставлять столько же значащих цифр, сколько их было в начальных данных.

Практический тур нужно оформлять так же, как и лабораторные работы. Нужно написать цель, теоретическое обоснование, результаты измерений, вычисления, оценку погрешности, вывод. Можно зарисовать установку.

Результаты измерений лучше записать в таблицу, особенно, если этих измерений несколько. Записывайте всегда только то, что показывает прибор. Например, если измеряете ток миллиамперметром, записывайте показания в миллиамперах. Потом переведете в другие единицы. Если измеряете массу электронными весами, переписывайте все цифры, которые отображены на табло. Потом округлите, если нужно.

Обязательно оцените погрешность ответа. Обычно абсолютная погрешность измеренных величин равна цене деления приборов. Для вычисления погрешности ответа есть несколько простых правил. Абсолютная погрешность суммы — это сумма абсолютных погрешностей слагаемых. Относительная погрешность произведения — сумма относительных погрешностей сомножителей. При извлечении корня относительная погрешность уменьшается в два раза.

Заключение

Теперь вы знаете всё, что нужно для успешного выступления на олимпиадах. Удачи!

Поделиться

Комментарии

#1. 15 ноября 2014 года, 13:29. пишет:
Спасибо огромное за столь хорошие советы.Что ж,надеюсь,что повезет немного
#2. 20 января 2015 года, 22:53. Татьяна пишет:
Будет ли,при апелляции, пересмотрено количество баллов,если задача решена правильно на черновике,но не переписана в чистовик?
#3. 21 января 2015 года, 09:04. пишет:
Татьяна, тут нет определенных правил. Мне кажется, что если вы сдали черновик, и поможете на апелляции с ним разобраться, то у вас большие шансы на успех.
#4. 11 января 2016 года, 09:14. пишет:
Спасибо огромное!

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Комментарий:

Для выделения используйте следующий код: [i]курсив[/i], [b]жирный[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Ссылку начните с http://. Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Сколько будет 40+6?